В компании РЖД обновилась форменная одежда
В компании РЖД обновилась форменная одежда. Не так глобально, как 10 лет назад: когда на смену фирменным синим пиджакам, брюкам и юбкам пришло серое обмундирование, но всё же. Казалось бы, сотрудники госкомпании думают сейчас больше о зарплатах. Офисные служащие гадают, оставят ли их «на удалёнке» по завершении карантина, а остальные заняты думами о масках, антисептиках и новых опасностях своего труда. Уместно ли устраивать в такое-то время обновление гардероба? Почему бы и нет – ведь в конце прошлого месяца изменения коснулись только высших чинов РЖД. Гендиректор и его окружение обзавелись новыми галунами и звёздами на рукавах и груди, да больше серебристых виноградных листьев украсили их мундиры. А кстати, когда и как вообще появилась форменная одежда наших железнодорожников?
ИСТОРИЯ
Оказывается, виноградные листочки возникли почти 200 лет назад. Впрочем, самыми первыми форменной одёжкой стали щеголять учащиеся Корпуса инженеров путей сообщения, в 1809-м. Институт был полувоенным, поэтому и за основу взяли военные мундиры.
Только через полвека выпускники стали считаться гражданскими инженерами. Тогда как раз подошла к концу Крымская война, и денег на развитие железных дорог в казне осталось немного. За дело взялись частники – и в России появились десятки владельцев железных дорог, обряжавших своих сотрудников кто во что горазд. Сначала форму выписывали из-за границы – как, впрочем, и машинистов локомотивов. Так поступили даже на первой железной дороге страны, Царскосельской. Впрочем, работники регулярной линии Москва-Петербург уже носили разработанную в России униформу. Кондукторам даже полагался форменный нож.
А чуть позже удалось ввести форму одежды, единую для всех железнодорожников Российской империи. Сотрудники служб отличались цветом кантиков на одежде и головном уборе. У службы движения кант был малиновым, а у путейцев – зеленым. А на гладких пуговицах костюма тогда появилась необычная эмблема скрещённых топора и якоря. Они вовсю использовались даже в Советской России. И только сто лет спустя им на смену пришли разводной ключ и молоток крест-накрест – эдакий союз инженеров и рабочих железных дорог. Сейчас такие знаки, увы, остались только на форменных фуражках. А другой легендарный символ железных дорог исчез полностью. Речь о так называемой «птичке» -- крылатом железнодорожном колесе. Ещё недавно оно печаталось на билетах, а машинисты и проводники гордо носили знак на груди и тульях фуражек. Четверть века назад металлическую «птичку» превратили в пластмассовую штамповку, а 10 лет назад убрали вовсе. Тогда же униформа изменилась радикально: фасоном и серым цветом он стала напоминать милицейскую, отличаясь от неё отсутствием погон. Те долгое время были у железнодорожников, так же как шевроны. Но окончательно пропали лет 30 назад.
Оставим вопрос об удобстве новой одежды самим работникам железных дорог. Однако печально, что рядовой состав тружеников этого транспорта теперь лишен каких-либо знаков различия – ни петлиц, обозначающих принадлежность к службе, ни нарукавных галунов или нагрудных знаков. Не говоря уж о серебряных пуговицах за выслугу лет, как полтора века назад.
Фото: pixabay.com