Как появилось слово «трамвай»
ИСТОРИЯ
Даже маленькие дети знают, что трамвай ездит на электричестве по рельсам. А на заре трамвайной истории, в XIX веке, каких только вагонов не было: конные, газовые, паровые, пневматические, даже на заводных пружинах, как в часах... И их уже называли трамваями. Наиболее логичное объяснение, что новый тогда вид транспорта назвали словосочетанием. Первая часть, tram, это вагон или тележка по-английски. А вторая часть – путь, он же way. «Вагон в пути», если угодно. Английский вообще довольно лаконичный язык, и даже слово «трамвай» в итоге сократилось до простого tram. Вслед за ними повторяет Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!»:
«Дул,
как всегда,
октябрь ветра́ми.
Рельсы
по мосту вызмеив,
Гонку
свою
продолжали трамы
уже —
при социализме»
ТРАНСПОРТ В МИРЕ
Но вернемся к истории. Первый в мире конный трамвай появился в американском Балтиморе. И на правах родоначальников нового транспорта, американцы устроили с названиями настоящую чехарду. Первую конку назвали streetcar, «уличная тачка», если дословно. При этом электрический трамвай там именуют trolley, "троллейбус". Вдобавок, словом trolley именуются экскурсионные автобусы на солярке. А вот «трэм» в США – это маленькие прогулочные автомобили-паровозики, которые катают туристов по паркам или киностудиям.
Поближе к нам, в Великобритании, «трамом» тоже называли конку. В России даже трамвай на электричестве называли «электрической конкой» – хотя никакие кони вагончики уже не возили. Есть мнение, что «трамвай» обязан своим названием инженеру Бенджамину Оутрэму (Benjamin Outram). Британский специалист, живший на рубеже XVIII и XIX веков, в основном строил каналы, но имел отношение и к рельсовому транспорту. Он создавал железнодорожные узкоколейки. По ним к водным каналам доставляли уголь и другие грузы. А ещё Оутрэм предсказал популярность железных дорог, и одним из первых придумал использовать шпалы из камня, а не дерева.
Кстати, о шпалах – вполне вероятно, что именно им «трамвай» обязан своему наименованию. В группе германских языков (фламандском и прочих) "traam" обозначает брус, балку или столб. Схожее слово встречается во французском (la trame), среди прочего обозначая поперечную балку, или связующую нить в ткацком деле. Получается, что трамвай – это дорога, состоящая из брусьев, или шпал. Судя по всему, в первое время из деревянных брусьев делали даже рельсы – сверху их оковывали полосками железа. Такое встречалось и в ХХ веке – во время Великой Отечественной по деревянным рельсам запустили вагонетки Баймакского машиностроительного завода в Башкирии. Так там экономили металл.
На сегодня всё. Я, Александр Карпин, прощаюсь с вами – и желаю только приятных и безопасных поездок любым транспортом.
Дорожное радио – вместе в пути!
Фото: pixabay.com